Стройка. Самострой

Своими руками . Строительство и ремонт


 

Маленький секрет успешной сметы



Не спорю, смета на строительство — вещь очень серьезная, и подходить к ее составлению надо, всесторонне изучив проблему и четко для себя поняв: «а что, собственно, я хочу видеть в итоге?».

Вариант вырожденный, потому что ни один из нас просто не способен увидеть все целиком.

Просто оттого, что мир вокруг нас необъятен и сложен, и смета, как частный случай атрибута такого мира — не менее необъятна и сложна.

Но тем не менее есть один маленький секрет, который приблизит соответствие вашей сметы к реальности и, как следствие, принесет вам больше удовлетворения от осознания того, как вы грамотно все составили. Заинтересовал?

Секрет этот называется «десять процентов». Если подробнее, то «десять процентов по каждому пункту плюс еще десять процентов от всех пунктов сразу». Все еще непонятно? Не пугайтесь, на самом деле все просто: когда вы вписываете в смету очередной пункт (например, «Пиломатериал на кровлю — 2 кубометра по цене 6 тысяч за кубометр»), то просто сделайте так: правильная запись вместо указанного мной примера должна звучать следующим образом — «Пиломатериал на кровлю — 2,2 кубометра по цене 6,6 тысяч за кубометр». Как видите, к каждому пункту добавлены упомянутые мной 10%. Ну и, когда у вас будет полный список — проделайте операцию десятипроцентования к итоговой сумме этого списка. На выходе будет результат, гораздо более приближенный к реалиям, чем исходная смета.

Почему именно 10 процентов? Дело тут в нескольких факторах. Во-первых, все мы склонны идеализировать свое понимание глубины вопроса и считаем, что уж мы-то точно все знаем и умеем считать. На деле получается иначе — здесь забыли посчитать транспортные расходы, там неправильно посчитали площадь и т.п. Вот эти-то случаи и покрывают пресловутые 10%.

Второй фактор вообще до смешного прост: часто в смете считается так называемый «идеальный» расход материала (случай, когда весь закупленный материал без остатка идет в дело). На практике так бывает крайне редко, потому что каждый кусочек материала наделен такой неотъемлемой частью, как отходы. И эти отходы и составляют примерно 10%.

Вы можете сказать, что многое спорно, что не у всех материалов отходы аж 10% и т.п. На это я возражу следующим образом: да, не у всех материалов отходы 10% — бывают и больше, бывает вообще без отходов. Но ведь и смета у нас состоит не из одного пункта, поэтому в конечном все выравнивается таким образом, что правило десяти процентов начинает работать.

В заключение хочу оговориться, что указанное правило не применимо ни к срокам исполнения работ, ни к стоимости работ. Правило десяти процентов стоит применять лишь к смете на материалы, потому что для других расчетов действуют совершенно другие правила. Например, для сроков выполнения работ уравнение примерно такое — «желаемое время выполнения*2,5 + 2 месяца». Оно во многом эмпирическое, зато сразу показывает, что никогда не получается уложиться в срок. Поэтому держите это себе в уме и более философски относитесь к различного рода задержкам.

Удачи на стройке!

комментариев 14

  1. Stafa

    Так часто и бывает, расчитываешь на одно, в итоге получается х3.

  2. Анатолий2

    Очень поучительный нюанс!
    Но это точка зрения заказчика, а как посмотрит тот же заказчик, если подрядчик «выдаст» ему такую «десятеричную» смету?

  3. Alta

    Это точно «десятеричная смета» не понравится ни одному заказчику. Просто нужно наверное так 2 кубометра пишем, а 10% за ум пошло.

  4. Flamer

    Пост скорее все-же для заказчиков, а не для исполнителей: тем по большому счету пофиг — главное, чтобы материал был и работа была оплачена. А вот заказчик должен понимать, что его расчеты «в обрез», как правило, не будут соответствовать действительности.

    Понятное дело, что нет такого фактического понятия, как 10%-ная надбавка. Просто имея ее в виду, сильно легче становится при расставании с деньгами 🙂

  5. Анатолий2

    На мой взгляд, лучший вариант -» Договор подряда на иждивении».

  6. Pavel

    лучший вариант -” Договор подряда на иждивении”.

    Анатолий, а что это за подряд? И какие преимущества у него?

  7. vova

    Допустимо, за работу надо платить.

  8. SDali

    Обычно в сметных расходах учитывают не 10% за каждую работу, а берут 20 % от общей суммы на непредвиденные расходы…

  9. управдом

    Очень грамотно и доходчиво все обосновано, но такие вещи очень трудно объяснять заказчику, проще показать готовый продукт и назвать его цену на момент показа.

    Тогда человек точно знает что он получит и за какие деньги. Ну, а если проект индивидуальный, он хоть реально на вещи смотреть будет или на крайний случай реально может высчитать стоимость квадрата

  10. Лаура

    Как правильно написать смету, или есть какая та схема?

    Или просто пишешь материал и сумму расхода?

  11. Игорь Ворсов

    Спасибо за совет, я его всегда просчитывал, но никогда над ним не задумывался.

  12. Татьяна

    Осенью закончили строительство силового комплекса брусового дома сейчас предстоит веутренняя отделка.С какой стороны к этому подходить толком не знаю,позвонила на фирму которая вела строительство и попросила составить смету на отделку.Хотя понимаю,что «обдирут как липку».Подскажите знающие люди,как правильно приступать к этому этапу в строительстве?Или искать частные лица ?

  13. Елена

    Татьяна, как вариант можете заказать смету у частных сметчиков, а потом сравнить результаты. И если по каким-то пунктам будут значительные расхождения — это повод предметно поговорить с фирмой, которая будет делать отделку. Руководство поймет, что вас на кривой козе не обьедешь и в дальнейшем проще будет работать.

  14. wik12

    Пример из моей стройки:
    Все расчеты были без сметы (и это не правильно!!!)
    1. В начале спросил строителей сколько будет стоить фундамент.
    На основании ответа умножил на 3 (стоимось фундамента это 30% от всего дома (магазина)).
    В итоге ошибка — сейчас уже всё ещё умножил на 2.

    2. Всё остальное считал так:
    50% от стоимости материала (если меньше (35-40%) то выгодно), но нанимал частные бригады (желательно иностранную рабочую силу, но спецов!!!!)
    Сейчас взялся за смету:
    1. В Exel написал какие материалы нужны, с ценами.
    2. Стоимость работ на эти материалы.
    3. На основании этой статьи — 10% в конце.
    4. В соседней колонке посчитал экономный вариант (что смогу сам, где уменьшить расходы).
    Вот Вам и смета, и не надо ни к кому обращаться.
    Правда и это не точно, но уже не плюс минус миллион.
    Возмите мировые цены на строительство — 360$ на м2 — самоё дешевое строительство, но расчитывайте на 600-700.
    Если сделаете за 202 то это здорово.
    Мне нравиться заниматься стройкой.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.